Бабич Шайхзада Мухаметзакирович
Бабич Шайхзада Мухаметзакирович – поэт, классик башкирской национальной литературы и политический деятель.
Родился 2 (15) января 1895 года в деревне Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского района Республики Башкортостан, в семье муллы. Начальное образование получил в родной деревне, в медресе у своего отца Мухаметзакира. В 1910 году Шайхзада прибыл в Казахстан с целью обучения детей.
В 1911-16 годы – Шайхзада Бабич шакирд медресе «Галия» в Уфе.
Во время учёбы он увлекался творчеством, познакомился со многими деятелями литературы такими как Мажит Гафури, Галимьян Ибрагимов, Хабибулла Габитов, Сайфи Кудаш, Зия Уммати, Гизетдин Исанбердин, участвовал в литературном и музыкальном кружках, печатался в рукописном литературном журнале «Парлак». В 1916 году, по окончании «Галии», Бабич учительствовал в Троицке, сотрудничал с сатирическим журналом «Акмулла», публикуя свои первые сатирические и юмористические стихи.
В 1917 году переезд в Оренбург дал возможность молодому поэту плодотворно поработать в сатирическом журнале «Ҡармаҡ» («Крючок»). С осени 1917 года Бабич участник башкирского национального движения, секретарь Башкирского областного центрального Шуро (совета), редактор газеты «Башҡорт», руководитель молодежной организации башкир «Тулҡын» («Волна»), ближайший соратник А.-З. Валиди.
В 1918-1919 годы – военный корреспондент в башкирских войсках.
25 февраля 1919 года назначается сотрудником отдела башкирской советской печати Башревкома. 29 марта 1919 года при перевозке типографии Башревкома в Оренбург Шайхзада Бабич был жестоко убит в селе Зилаир Зилаирского кантона только что созданной Башкирской АССР.
Таковы основные моменты биографии Ш. Бабича, за ними – творчество поэта.
Ш. Бабич оставил богатое и содержательное поэтическое наследие: его эпиграммы, пародии, стихотворные сатиры, оды, элегии, песни и стихотворные обращения и послания, басни, баллады и поэмы оказали огромное влияние на духовную культуру народа и подняли литературу на новый уровень развития.
Первые его стихи «Эй китап» («О, книга»), «Бәхетһеҙ мин» («Несчастен я»), «Беҙҙең баҡса» («Наш сад»), «Ямғыр теләге» («Дождик, лей»), «Зарланыу» («Жалоба») и другие были написаны в 1910 году. С 1913 года его публикации начали появляться в журнале «Шура». При жизни поэта был издан всего лишь один его сборник стихов в Оренбурге под названием «Йәш Башҡортостан. Зәңгәр йырҙар» китабы («Синие песни. Молодой Башкортостан», 1918).
Шайхзада Бабич пришел в литературу, вдохновленный идеями просветительства и национального возрождения. Стихотворение «Халҡым өсөн» («Для народа», 1914), выразило его программные устремления. Духовные и творческие искания Бабича были тесно связаны с ростом самосознания башкирского народа.
В период Февральской революции он помогал организовать и выпускать в Троицке газету «Хөр милләт» («Освобожденная нация», 1917). И сам публиковал в ее первых номерах стихи «Йәшәһен эшселәр!» («Да здравствует рабочий!», 1917), «Хөрриәт бүләге» («Подарок свободы», 1917), «Тәмҫил киҫәге» («Сходство частичное», 1917), проникнутые духом борьбы за будущее народа.
Шайхзада Бабич автор многих героических стихов, зовущих к борьбе за свободу и независимость «Башкортостан» (1917-18), «Көтмәҫтән» («Нежданно», 1917-18), «Салават-батыр» (1917-18), «Күҙеңде ас» («Раскрой глаза!», 1917-18) и других. В произведении «Большевиктар менән килешеү туралы башҡорт халҡына көйлө хитап» («Стихотворение – обращение к башкирскому народу», 1919) Бабич сумел объяснить о сложностях национальной борьбы и роли З. Валиди в этой борьбе
Шайхзада Бабич виртуозно владел мандолиной, прекрасно пел башкирские народные песни. Многие композиторы уже в советское время обращались к стихам Бабича. Ведущие композиторы Башкортостана Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Рим Хасанов и другие часто писали песни и романсы на его стихи. В его лирике прослеживается красота природы и нежные чувства («Яҙғы йыр» («Весенняя песнь», 1917-18), «Ҡурайҡайға» («Курай», 1917-18), «Минең фәрештәм» («Мой ангел», 1917), «Исемдәр баҡсаһы» («Цветник имен», 1917) и др.). Восхищает музыкальное звучание таких стихов, как «Скрипка» (1915) и «Мандолина» (1914).
Шайхзада Бабич завоевал популярность как блестящий сатирик и юморист. Баллада «Ҡандала» («Клоп»,1916), поэма «Газазил» (1916), цикл эпиграмм «Китабеннас» стали заметным явлением во всей тюрко-язычной литературе. Бабич высоко поднял культуру и технику стиха, успешно использовал в своем творчестве традиции башкирских народных песен и кубаиров, учился на лучших образцах восточной классической поэзии.
Творческий путь Шайхзады Бабича продолжался менее десяти лет, произведения поэта публиковались в печати в течение всего четырех-пяти лет. По словам Равиля Бикбая, огромна заслуга Шайхзады Бабича в том, что он поднял на новую высоту искусство слова, обогатил идейно-эстетическое содержание башкирской поэзии, неоспоримы его заслуги и в развитии поэтического мастерства.
В 1995 году постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан с целью поощрения наиболее талантливой молодежи была учреждена Государственная республиканская молодежная премия имени Шайхзады Бабича в области литературы, искусства и архитектуры. И с тех пор стало доброй традицией ежегодное чествование молодых талантов нашей республики в канун Дня российской молодежи.
В последние десятилетия книги Шайхзады Бабича были изданы в Уфе и Казани. На могиле поэта в селе Зилаир и Уфе воздвигнуты памятники. Имя выдающегося поэта носят улицы в столице, во многих городах и населенных пунктах республики. Булат Юсупов снял художественный фильм о жизни поэта.
Долгие годы существовали запреты на изучение творческого наследия Бабича, оставившего яркий след в башкирской поэзии. Были репрессированы И. Насыри, Абус и другие писатели, занимавшиеся исследованием поэзии Бабича. После 1956 года его реабилитировали. В этот период к изучению поэзии Бабича обратился известный литературовед А. Харисов. Однако в 1970-х годах творчество Бабича снова оказалось под запретом. Долгие годы не издавалось первое монографическое исследование, проведенное Р. Бикбаевым. Лишь после 1980-х годов он сумел приступить к изданию и изучению литературного наследия талантливого поэта. После ряда запретов вновь в школьную программу вернулись поэтические произведения Бабича.