​Файзи Гаскаров

Файзи Гаскаров - башкирский танцор, хореограф и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств БАССР (1944) и РСФСР (1975), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1967)

Файзи Гаскаров - башкирский танцор, хореограф и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств БАССР (1944) и РСФСР (1975), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1967).

Файзи Адгамович Гаскаров родился 21 октября 1912 года, предположительно в городе Уфа или Бирск Уфимской губернии. Во время Гражданской войны лишился родителей. С 1919 года воспитывался в детских домах Бирска, Дорогобужа Смоленской области и Селивановской трудовой колонии Бирского района БАССР. Затем в 1924 году поступает в Бирский педагогический техникум. В 1925 году ФайзиГаскаров становится учеником в оркестре и танцевальном ансамбле Башкирского академического театра драмы, одновременно обучается на музыкальном отделении Башкирского техникума искусств.

По рекомендации В. Г. Муртазина-Иманского, поступает на обучение в хореографическом техникуме при Большом театре СССР по классу народного артиста СССР И.А. Моисеева. Игорь Моисеев оценил талант своего незаурядного ученика, и в 1937 году Файзи становится солистом Государственного ансамбля народного танца СССР под руководством Моисеева, а позже его ассистентом. С 1938 г. он балетмейстер. Сокровенной мечтой Файзи Адгамовича было создание народного башкирского танцевального коллектива. Моисеев одобрил это стремление и посоветовал изучать быт, обряды и танцы в глухих, чисто башкирских деревнях, и при этом большое внимание уделять народной музыке.

Уже в поезде, по дороге домой, Гаскаров придумывает сценарии будущих танцев. В республике он добивается организации этнографической экспедиции по деревням. Целью был поиск талантливой молодёжи для танцевальной группы и материала для создания танцев. 11 марта 1939 г. ученик Игоря Моисеева – Файзи Гаскаров становится художественным руководителем ансамбля танца в Уфе и остаётся им по 1970 год (с перерывами). Направление развития коллектива ясно – народные танцы. В 1940 г. коллектив становится Башкирским Государственным ансамблем народного танца.

На лето 1941 года намечалась Декада башкирского искусства в Москве. Для неё Файзи Гаскаров решил сольную «Муглифу» видоизменить в массовый танец под названием «Зарифа». Для этого по районам республики отобрали сорок молодых танцоров из самодеятельности. Новый номер стал настоящим шедевром национального искусства, и Хазина Магазова солировала в нем, зажигая своим темпераментом остальных участников. Горячий прием у зрителей вдохновил руководителя ансамбля на создание нового коллективного танца, где опять выразительницей идеи стала солистка Магазова. Гаскаров даже считал ее соавтором «Гульназиры», ставшей вместе с «Зарифой» визитной карточкой коллектива на долгие годы.

Назначенная на 1941 год Декада башкирского искусства в Москве состоялась лишь 14 лет спустя. К этому времени Хазина Магазова была настоящей звездой ансамбля, народной артисткой БАССР, дважды награжденной орденом «Знак Почёта». В каких бы гастрольных поездках ни бывал ансамбль – во Вьетнаме, в Средней Азии и Казахстане, на Урале и в Поволжье, везде, памятуя уроки Файзи Адгамовича, его верная ученица изучала новые танцы и потом включала их в свой репертуар: индийский, узбекский, бурятский.

В 1957-1958 г. Файзи Адгамович Гаскаров руководил балетной труппой Башкирского Театра Оперы и Балета.

По словам дочери Гаскарова, «отец дружил с первой балетной парой республики – Халяфом Сафиуллиным и Зайтуной Насретдиновой, которых опекал всю жизнь. Свой первый балет «Журавлиная Песнь» (автор либретто) он посвятил этой замечательной паре», нашёл композитора Л. Степанова, и получился шедевр – эмблема башкирского искусства. Журавль – символ свободолюбия и патриотизма у башкир.

В балетном спектакле «Зюгра» (1947 г.) Гаскаров - автор либретто и хореографии. Балет «Северные амуры» композитора Ахметова М.Х. также сделан по либретто Гаскарова. «Отец притягивал к себе неординарных людей, будучи сам человеком талантливым. С композитором Александром Ключарёвым их связывала долгая дружба.Танцы получались гениальные, так как хореография и музыка идеально совпадали», - пишет его дочь.

В каждом танце – образ, трагический, комический, бытовой. Таким образом, танец вырастает до уровня поэмы.

Профессор кафедры режиссуры факультета культуры и искусства Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского Борис Яковлевич Торик – бас и художник Башкирского театра оперы и балета, а в 1993-1995 г.г. – главный художник, многие годы друживший с Гаскаровым, вспоминает: «Ансамбль свой он вообще по крупицам собирал, из народных самородков, никаких училищ они не кончали, и, когда им на смену пришли обученные танцоры с позициями в ногах и поставленными руками, что-то неповторимо самобытное улетучилось».

Файзи Гаскарова просто боготворили в Казани, где ему случалось работать, его именем там делалось всё, беспрепятственно. В те времена сняли фильм о Файзи и его ансамбле – «Крылья души», где сам И.Моисеев говорит о нём замечательные слова.

Заслуженный деятель Башкортостана Борис Торик более 20 лет создавал костюмы для ансамбля. Гаскаров впервые увидел Торика в «Фаусте» в роли Мефистофеля. Оказалось, что так заинтересовавший его костюм придумал сам певец. А Файзи как раз вынашивал замысел «Северных амуров». Он предложил Торику одеть башкирские танцы. Знаменитые шапки с красным конусом! Долго спорили о ткани, цвете, пока Торик не придумал продёрнуть чёрные шнуры по красному фону.«Я обрадовался. Таких шапок никогда не было, но они прижились, потому что в них есть и стиль, и реалистичность», - говорил Ф.Гаскаров. Торик: «Над «Северными амурами» мы работали целый год, искали этот силуэт, который теперь стал христоматийным: летящая мужская фигура, увенчанная пышными мехами, с ярким развевающимся зеляном за плечами.

Поставленные Гаскаровым танцы вошли в золотой фонд репертуара ансамбля. Это: «Гульназира», «Зарифа», «Загида» (которые принесли коллективу первые победы на Всесоюзных и международных конкурсах и фестивалях, золотые и серебряные медали), лирический танцевальный дуэт «Дружба» (солист Хисбулла Зубайдуллин, солистки – Равиля Хазиева, Лидия Нагаева), «Три брата» (старший - Закир Исмагилов, средний - Мухамет Идрисов, младший - Анвар Фахрутдинов) – о преемственности поколений, «Баик» (Мухамет Идрисов), (Баик – мужское имя, танцор изображает то ловкого юношу, то наездника, то старика), «Свидание у ручья», «Проказницы» (с зажигательной Фаей Гареевой) – юмористическая композиция, старинный «Танец охотника» - в народе «Перовский» (Хисбулла Зубайдуллин), танец-легенда «Семь девушек» (в старинном предании рассказывается о 7 башкирских красавицах, которые не отличаются друг от друга, так схожи они лицом, станом, характером. Танцуют плавно, сдержанно, с гордо поднятой головой и опущенным взором. Они спасают свою подругу от старика-жениха и готовы утопиться), «Подарок» (А. Фахрутдинов, Л.Нагаева), «Жених» (жених - Х. Зубайдуллин, гармонист – Рим Бакиров, невеста - Зилара Аюпова, Лидия Нагаева), пакистанский танец «Три грации» (Зилара Аюпова, Лидия Нагаева, Эльза Урманова).

Файзи вовремя понял, что если его детище - ансамбль народного танца будет исполнять только башкирский репертуар, то это быстро наскучит зрителю. Поэтому он ставил много танцев других народов и скоро выступления ансамбля стали востребованы в союзном масштабе. Но в планах было создание не просто фольклорного ансамбля, а национального балета.
Индийский «Танец в стиле манипури», африканский, вьетнамский, лаосский, корейский исполняла Лидия Нагаева.

Специально для блистательной Екатерины Варламовой был создан танец «Влюблённые строители», она исполняла незабываемый «Танец павлина», индийский танец.

Как человек весёлый, ФайзиАдгамович создал ряд танцев, брызжущих юмором:«Укротители» - об укротителях необъезженных коней и лукавых девушках, укрощающих этих укротителей; «Весенний поток» - о жизни татарской деревни начала ХХ века; «Через улицу» - оригинальная народная игра.

Он внёс неоценимый вклад в развитие башкирской народной хореографии. Созданные им танцы вошли в историю Башкирии живой летописью.

Большой ряд произведений ФайзиГаскарова составляют авторские варианты танцев народов России и мира: белорусские (“Крыжачок", “Лявониха"), марийские (“Вечером у калитки", “Горно-марийская пляска"), русские (“Кадриль", “Полянка"), татарские (“Жених"), украинские (“Гопак") и другие. Либреттист и постановщик первых балетных спектаклей в БГТОиБ (“Горная быль" А.С.Ключарёва, “Журавлиная песнь", “Зюгра" Н.Г.Жиганова), Гсакаров оказал значительное влияние на эстетику башкирского балета. Способствовал творческому становлению первых поколений артистов балета и танцовщиков ансамбля.