Мажит Гафури
Мажит Гафури – первый народный поэт Башкортостана, основоположник башкирской советской литературы. Его творчество оказало колоссальное влияние на национальную литературу Башкортостана и Татарстана и являлось зеркалом социальных взглядов прогрессивных слоев населения начала XX века.
Мажит Нурганиевич Гафуров (Мажит Гафури) родился 20 июля (по старому стилю 2 августа) 1880 г. в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Гафурийский район Башкортостана). Рано осиротел. В 1898 г. поступил учится в медресе знаменитого Зайнуллы-ишана. Позже М. Гафури учит детей в казахских степях, занимается сбором образцов народного творчества, проявляет в эти годы интерес и к русской литературе. С 1904 г. М. Гафури учится в Казанском медресе “Мухаммадия”. Однако же, он в конце 1906 г. возвращается в Уфу и продолжает учебу в знаменитом на весь Восток медресе “Галия”. После революции и в 20-е гг. удостоен звания “Герой труда”, много усилий прилагает для организации периодической печати автономной Башкирской республики – газет “Наш путь”, “Свобода”, “Борьба”, “Красный путь”, “Бедняки Востока”, “Урал”, “Башкортостан”, “Новая деревня”.
Первые произведения М. Гафури появились накануне первой русской революции и были созданы на принципах просветительского реализма. Однако вскоре появляются у М. Гафури остро социальные, политические стихи. Если, скажем, в первой книге стихов Гафури “Сибирская железная дорога или Положение нации” (1904) противопоставляются прогрессивные веяния времени и отсталости родного народа в духе просветительского реализма, то в рассказе “Жизнь, прошедшая в нищете” отчетливо выражена классовая позиция автора, критика старого мира. Этот рассказ знаменателен и введением в мир литературы неизвестного до этого времени героя – деревенскую бедноту.
Поэт создает произведения, достоверно раскрывающие острые противоречия времени, беспощадно критикующие классовое неравенство, всякое угнетение (“Я вышел на базар”).
Критикой классового неравенства, социальной несправедливости проникнуты и рассказы М. Гафури “Голодный год, или Проданная девушка” (1906), “Дети – сироты” (1907). Правдивостью реалистического изображения характеризуется повесть “Бедняки” (1907). Узловые противоречия времени высвечиваются и в повести М. Гафури “Жизнь Хамита, или Лейла и моя жизнь” (1911), написанная в разгул реакции после поражения революции 1905 года.
После революции 1917 г. Гафури все свои силы отдал становлению и развитию башкирской литературы и ее жанров. Пишет реалистические повести, стихи и поэмы, пьесы “Красное знамя” (1917), “Горячее сердце” (1918), “Красные гроздья” (1925). О широте изобразительных средств свидетельствуют и его лирические произведения, воспевающие природу (“Луч”, “Вышел я в поле”), оды, прославляющие любовь, красоту, жизненную гармонию (“Увядший цветок”, “Странно ли?”, “Я пьян”).
В двадцатые годы определилось основное направление в творчестве Гафури – реалистическое. Программными произведениями, утверждавшими реалистические принципы поэта, стали стихи “Вырванные страницы” (1923), “Песни неба”.
В середине 20-х гг. в творчестве Гафури усилились гражданские мотивы, большое место заняла политическая лирика (“Траурные мелодии”, “Он навсегда в нашей памяти”).
Во второй половине 20-х гг. и в начале 30-х гг. Гафури создал ряд повестей “Черноликие” (1927), “Ступени жизни” (1928), “На золотых приисках поэта” (1930), закладывающие основы башкирской прозы советского периода.
Драма М. Гафури “Красная звезда” (1925) была первым в башкирской драматургии произведением, показавшим образы крестьян в годы гражданской войны. В 1928-1929 гг. М. Гафури пишет либретто оперы “Труженик”, оказавшее влияние на развитие национальной музыкальной драматургии.
Скончался Мажит Гафури 28 октября 1934 года. Его имя теперь носят улицы, главный городской парк культуры и отдыха Уфы, Башкирский академический театр драмы.