Сулейманов Фатхелкадир Мустафиевич
Сулейманов Фатхелкадир Мустафиевич (в эмиграции – Абдулкадир Инан) – учёный, писатель, участник башкирского национально-освободительного движения
Родился 29 ноября 1889 г. в д. Шигаево (ныне Кунашакский район Челябинской области) в семье служителя мусульманской религии имама Мустафы. Начальное образование получил в своей родной деревне, затем учился в новометодной медресе г. Челябинска, в известном медресе «Расулия» (г. Троицк) овладел рядом восточных языков (арабским, персидским, турецким).
В 1908 г в газете «Вакыт» появилась его первая научно-публицистическая статья, посвященная земельному вопросу. В дальнейшем он писал этнографические статьи о башкирах, казахах и других тюркских народах, активно сотрудничал с газетой «Вакыт» («Время»), журналами «Шура» («Совет») и «Мугаллим» («Учитель»), с газетами «Салават» и «Башкорт».
Мотивы тоски по прошлому родного народа занимают центральное место в его первом художественном произведении «Уныние башкира» («Башкорт моңо»), стихотворении «Тоскуя по кочевью» («Йәйләүҙе һағынғанда»), рассказе (насере) «На башкирском кочевье» («Башҡорт йәйләүендә»), рассказах «Повальная болезнь» («Үләт»), «Тимербай кураист» («Тимербай ҡурайсы») и «Беглец» («Ҡасҡын»), в которых использованы фольклорные и этнографические источники. В рассказе Ф. Сулейманова «За родину» («Ил өсөн») изображены события башкирского народного восстания 1773-1775 годов. Произведение автора «Вот тебе последние дни Помпея!» («Бына һиңә Помпейҙын һуңғы көндәре!») можно назвать одним из лучших юмористических рассказов начала XX века. В годы революции и гражданской войны он написал исторические драмы «Салават батыр» и «Акшан батыр», завоевавшие большую популярность у зрителей. «Салават батыр», являющийся первой драмой, посвященной Салавату Юлаеву, написана в соавторстве с Сагитом Мирасовым и издана отдельной книгой в 1924 году. В 1918 году отдельным изданием вышел и его рассказ «Повальная болезнь» («Үләт»).
Будучи студентом медресе «Расулия» А. Инан начал заниматься наукой. В этом деле на него большое влияние оказал его учитель, известный башкирский просветитель Габдрахман Расулев. Во время летних каникул он выезжал в аулы и собрал значительное число дастанов, героических сказаний (кубаиров), легенд и песен, часть из них он опубликовал в журнале «Шура».
В 1914 году Абдулкадир познакомился со своим будущим другом и единомышленником, известным уж е к тому времени историком Ахметзаки Валиди. По его совету в том же году он выезжает на Алтай, а также в казахские степи и в узбекские кишлаки для сбора этнографических, фольклорных материалов. В эту поездку он записывает один вариант знаменитого киргизского эпоса «Манас», собирает интересные сведения о шаманизме у алтайцев, о древних обычаях тюрков и начинает свои первые научные исследования. В будущем именно это направление стало его основным научным занятием.
После начала Первой мировой войны он был призван на фронт, затем после Февральской революции был избран солдатами Екатеринбургского гарнизона делегатом 2-го съезда рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Урала. В первые годы после Октябрьской революции Абдулкадир Инан был активным участником башкирского национально-освободительного движения.
Весной 1918 года в качестве делегата от Метелевской волости (ныне с. Метелево Аргаяшского района Челябинской области) участвовал в работе съезда мусульман Урала, проходившего в Челябинске.
18 июня 1918 был назначен главным редактором газеты Центрального башкирского шуро (совета) «Башҡорт итфаҡи бюроһының мөхбире». В 1919-1920 гг. в качестве члена Башкирского правительства принимал активное участие в государственном устройстве Башкирской республики. В этот сложнейший период по поручению 3. Валиди он посещает библиотеки Петрограда и привозит в Башкортостан большой комплект научной литературы по тюркологии.
С апреля 1920 года Инан – член коллегии Государственного издательства Башкирской Автономной Советской Республики. Не согласившись с ограничением прав республики, в знак протеста против постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» от 19 мая 1920 года оставил свою должность и выехал в Среднюю Азию.
В 1920 году А. Инан прибыл в Ташкент и начал учительствовать в казахских и киргизских школах, одновременно стал публиковать под псевдонимом Абдулкадир Йылкыбай свои статьи в газете «Аҡъюл» («Светлый путь») по этнографии, истории и фольклору тюркских народов.
В 1923 году два друга, два будущих ученых с мировым именем из башкир Ахметзаки Валиди и Абдулкадир Инан покинули родину навсегда и связали свою судьбу с эмиграцией. Почти три года они скитались по Афганистану, Ирану, Индии, объехали многие страны и города Европы (Францию, Германию и др.), в июле 1925 года остановились в Стамбуле. В том же году А. Инана принимает на работу в Институт тюркологии. Он начинает интенсивно собирать фольклорные материалы, месяцами проживая в турецких селениях в горах Анатолии. Он публикует свои научные статьи под новыми псевдонимами Туркистанлы, Туркмен Идель углы в журналах «Туркиат», «Новый Туркестан», «Новая Кавказия» и в других изданиях. А собранные им образцы турецкого фольклора выходят отдельной книгой в 1930 году под названием «Доклад из первой научной поездки». В 1933 году его приглашают на работу в Общество по изучению турецкого языка («Турк дил курумы») в Анкару.
Он работал в Институте тюркологии, в 1933-1944 гг. – в Турецком лингвистическом обществев 1955-1961 гг. – в Анкарском университете, в 1964-1971 гг. – в Институте турецкой культуры. Работал в Институте тюркологии в Стамбуле, в Турецком лингвистическом обществе, Департаменте религии, Институте культуры. В университете он преподавал алтайский, якутский, тувинский и хакасский языки. Будучи полиглотом, хорошо знал не только тюркские, но и арабский, немецкий и персидский языки. Работа с подлинниками на этих языках позволила ему достичь глубины исследований этнологии, народных традиций, устного народного творчества и домусульманских верований многих тюркских народов.
Инан был тюркским энциклопедистом, он автор более 350 научных статей. Дал научный анализ и интерпретацию важнейших тюркских письменных памятников: «Кутадгу белек» Ю.Баласагунского, «Дивану лугат ат-тюрк» М. Кашгари, «Китабе деде-и Коркут» («Книга моего деда Коркута»), половецкого словаря «Кодикс куманикус», «Чингиснаме», киргизского эпоса «Манас» и других.
А. Инан создал более 300 фундаментальных работ по тюркской истории, этнографии, фольклору, языкознанию и литературоведению, философии. Его научные исследования посвящены истории, этнологии и языкознанию тюркских народов, проблемам доисламских верований и распространению ислама в Урало-Поволжье и Сибири.