Александр Тюлькин – основоположник изобразительного искусства Башкортостана
Живопись Башкортостана получила мировое признание еще в 20-е годы XX века. Именно художники первыми из деятелей искусств вырвались за рубеж. Так, в 1929 году они участвовали во всемирной выставке «Художники национальных окраин» в Сан-Диего в США, на которой были выставлены картины Юлия Блюменталя, одного из организаторов Общества любителей живописи в Уфе еще в 1916 году, позже директора Башкирского художественного музея имени Михаила Нестерова, Василия Сыромятникова (картина «Башкирка»), Александра Тюлькина (картина «Цветущие окна»), Касима Давлеткильдеева (картины «Девушка- башкирка», «Башкирский охотник»).
«Цветущие окна», Александр Тюлькин (1888-1980), 1960, холст, темпера, фонд БГХМ им. М. В. Нестерова
Имя одного из основоположников изобразительного искусства в Башкортостане, живописца, педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР и БАССР, члена Союза художников СССР Александра Тюлькина не случайно оказалось в этом ряду. Мастер темперной живописи, работавший преимущественно в жанре пейзажа и натюрморта, он создал произведения, которые вошли в собрания крупнейших музеев страны: Русского музея, Третьяковской галереи, Музея искусств народов Востока. Большая часть его работ сосредоточена в Уфе, в Художественном музее имени Михаила Васильевича Нестерова.
Видный художник, тончайший живописец, воспитанник старой казанской художественной школы, Александр Эрастович Тюлькин большую часть своей сознательной жизни прожил в Уфе (он родился 30 августа 1888 года, умер 18 марта 1980 года, похоронен на Южном кладбище Уфы) и больше всего своих произведений посвятил этому городу.
С первых этюдов у Тюлькина стала формироваться своя тема, которой он не изменил и в дальнейшем — поэтические образы его родины — Уфы. Причем интересовала его прежде всего окраина. Сам он жил в небольшом домике на крутом берегу реки в районе Архиерейки. Река, овраги, пристань, остатки Уфимского кремля и некогда великолепного Троицкого собора — все это было дорого художнику. Здесь в пору детства и юности художника русская культура, речь и православная вера своеобразно переплетались с нравами, обычаями, говором татар и башкир — мусульманской части населения.
Образы Уфы стали для художника главной темой и источником глубоких переживаний на протяжении всего творчества. В ранние годы он был ими очарован настолько, что других мотивов в его творчестве не появлялось до середины 30-х годов. Впервые десятилетия XX века им были написаны такие работы, как «Домик на даче» (1919), «Гортензии» (1920), «Цветущие окна» (1924), «Дома в овраге» (1928). Скромные мотивы провинциальной жизни плохо вписывались в концепцию «поступательного развития советского искусства», и это обстоятельство долго мешало официальному признанию художника.
Но будет несправедливо говорить, что творческие интересы АлександраТюлькина ограничивались только размышлениями о старой Уфе. В начале 30-х
годов Тюлькин выезжает на этюды в промышленные центры Урала (Белорецк,
Магнитогорск, Златоуст), чуть позже — в район первых нефтепромыслов
Башкирии — Ишимбай. Здесь им была написана одна из лучших и характерных
работ тех лет «Первая Ишимбайская вышка» (1938).
В 40-е — 60-е годы художник создает ряд композиций исторического и бытового плана: «Пушкин среди башкир» (1947), «На родине Нестерова» (1946), «Праздник на окраине» (1946), «Ленин в Уфе» (1961). За свою долгую жизнь Александр Тюлькин создал более 300 живописных полотен, отражающих извечную красоту родного края, историю народа. Широкую известность получили его картины «Изба Салавата», «Башкирский мед», «Шиханы под Уфой». В 1975 году в Москве состоялась выставка произведений Александра Эрастовича.
Он много сил и энергии отдал педагогической и общественной деятельности, почти 30 лет был педагогом художественного отделения Башкирского государственного техникума искусств (позже — Училища искусств). Воспитал целое поколение башкирских художников. Среди них — ныне известные и признанные его ученики: Борис Домашников, Ахмат Лутфуллин, Александр Бурзянцев, Федор Кащеев, другие. В 1937-1944 годах был председателем правления Союза художников БАССР.
«Гортензии», Александр Тюлькин (1888-1980), 1920, гуашь, картон, темпера, фонд БГХМ им. М. В. Нестерова
Уфимцы бережно хранят память об этом удивительном художнике. В столице открыт Дом-музей художника. Стараниями учеников Александра Эрастовича, его вдовы Антонины Николаевны дом, в котором он жил, избежал сноса, сохранилась замечательная коллекция натюрмортов, пейзажей, портретов. Для жителей Башкортостана имя Тюлькина — в одном ряду с Аксаковым и Нестеровым. Это — часть культуры старой Уфы, часть истории республики.