Малые культовые объекты Южного Урала

Башкирское каменные пирамидки - караскы - схожи с алтайскими каракшы.
Предлагаем Вашему вниманию фрагмент из статьи З.Г.Аминева "Отголоски культа гор у башкир": "На господствующих вершинах гор в Башкирском Зауралье башкирское население до наших дней складывает из камней, достигающие в высоту иногда нескольких метров, сооружения в виде столбов, колонн и маленьких куч и горок, которые они называют караскы.

Со слов информаторов, их в настоящее время складывают пастухи. Сами же пастухи, сооружающие караскы, не смогли объяснить их предназначение, объясняли все традицией, что так делали до них старики. Опрос, живущих среди башкир русских, показал, что караскы делаются только башкирами. Тщательный опрос чуть ли не всех взрослых жителей близлежащих башкирских аулов позволил нам установить, что караскы сооружались только духам гор и Земли-воды (ер-һыу), и только на своей территории. По сообщениям наших информаторов, раньше, караскы складывали дивана / «юродивые дервиши», которые объясняли это тем, что каждая местность имеет своих духов-владык (по-башкирски – «эйәләр»), которым требуется возведение таких каменных сооружений караскы. Также было установлено, что до Великой отечественной войны, старики каждый год весной в мае месяце (в пятнадцатых числах) подымались на вершину гор, где стояли караскы, и совершали жертвоприношение: резали там барашков (по-башкирски – «ҡусҡар тәкә»), читали молитвы из Корана.

Такие же сооружения в виде насыпей, куч, колонн, пирамид, сложенные из камней различной величины, можно встретить в разных районах Республики Башкортостан и сопредельных территориях, где проживают башкиры. Во многих из них население уже не имеет каких-либо специальных терминов, обозначающих эти сооружения. Называют их просто – «Өйөм», «Уба», что на русский язык переводится как «куча».

Караскы, сооружаемые на вершинах гор башкирами, семантически близки с воздвигаемыми алтайцами каракшы, сооруженными из камней знаками, которыми они свои родовые земли и пастбища отделяли друг от друга [10. С.14]. Алтайцы до сих пор останавливаются у каменных кладок на высоких горных перевалах, у целебных родников и совершают там обряд поклонения родным местам, преподносят духам местности ритуальную еду...
В современном литературном башкирском языке слово караскы в первоначальном значении «стража» уже не применяется, а используется только в значении – «чучело», «пугало», которые ставят в огородах и садах для отпугивания птиц от грядок, то есть эти огородные «караскы» выполняют функции стражи. Этимология слова караскы восходит к слову карау / «смотреть», «наблюдать», «охранять». В этом значении данное слово в варианте каракшы бытует у соседей башкир – в казахском, каракалпакском языках, где означает «стража», «стражник».
http://urgaza.ru/library-portal/articles/202/1931/


Каменные пирамидки караскы также описываются в статье старшего научного сотрудника отдела археологических исследований Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН Никиты Савельева:
"Информаторы д. Баишево сообщают, что караскы воздвигались юродивыми дервишами – дивана, которых было очень много в этих краях, посвящаясь духам гор, а также и самими местными жителями, в том числе в честь своих давно умерших родственников и предков...
Как правило, караскы представляют собой каменные «пирамидки» или «столбы» высотой в среднем 1–1,5 м, единично – до 2,5 м. В плане караскы имеют в основном округлую или подквадратную форму, размер основания редко превышает 1×1 м (рис. 41). Кладка пирамидок очень плотная, из плитняка мелкого и среднего размера (рис. 42), ряд объектов сложен менее аккуратно из достаточно крупных кусков дикого камня (рис. 43).
В комплексе «Ете газиз» (Янзигитово-4), наряду с круглыми караскы, присутствуют треугольная и овальная (рис. 44), единично известны караскы в виде высокого стога (на одиночном кургане Байкара-1) и с выраженными антропоморфными чертами (около д. Кусеево, северная оконечность Баймакского района РБ). В одном случае (рис. 43) на вершине караскы установлена каменная стела средних размеров (к западу от д. Абзаково Баймакского района РБ), единично зафиксировано наличие в пирамидке сквозного отверстия (около д. Татлыбаево того же района [Аминев, Ямаева, 2009. С. 94]), ряд караск сложены вокруг высокого деревянного шеста (чаще всего – береза), являющегося осью конструкции. На высоком перевале между долинами рек Карасаз и Ургаза около караскы в 2002 г. была найдена большая куча принесенных свежих березовых веток [Ахтарянова, 2003а. Рис. 65], при этом расстояние до ближайших деревьев составляет не менее 1-1,5 км.
Топографическая приуроченность. Несмотря на видимость повсеместного распространения караскы в Башкирском Зауралье, которая создается при обращении к немногочисленной имеющейся этнографической литературе (см. напр.: «Такие … сооружения … можно встретить в различных районах Республики Башкортостан и сопредельных территориях, где проживают башкиры» [Аминев, Ямаева, 2009. С. 94]), даже в пределах небольших территорий видно, что расположение их крайне неравномерное. Участки с большим количеством караскы расположены в окружении территорий, где их нет вообще или они крайне редки.


Все караскы приурочены к краям возвышенностей над долинами (рис. 40), на вершинах гор, далеко отстоящих от долин, они единичны. При таком расположении для человека, стоящего в долине, караскы визуально маркируют линию горизонта или же находятся ниже нее, на мысах среднего яруса. В полосе мелкосопочника и волнистых равнин, окружающих горно-степную зону, караскы устанавливались на любых, даже очень небольших возвышениях. В ряде случаев, при наличии на вершинах гор этнографических культовых комплексов, прослежено расположение караскы по линии склона от подножья к вершине [см. напр.: Ахтарянова, 2003а. Рис. 63], в т.ч. и в два ряда (рис. 45), т.е. они маркируют направление подъема (горы Оло-тау, Кынырташ и, возможно, Кынгыртау).
Комплексы караскы. Известны как локальные, так и территориальные комплексы. К локальным комплексам можно отнести:
1. Вершина горы Оло-тау (долина р. Буреле, восточные предгорья хребтаИрендык, Баймакский район Башкортостана): на насыпи более раннего кургана Оло-тау-2 (вероятно – эпоха ранних кочевников [см.: Савельев, 2006а-б]) расположено 7 караскы, из них 6 были расположены по кругу на краях насыпи и одна – на вершине насыпи.
2. «Ете газиз» / «Семь святых» (крайняя возвышенность горной зоны хребта Ирендык над степью, к югу от д. Янзигитово, Баймакский район Башкортостана): на краю возвышенности над подгорной полосой в форме созвездия Большой Медведицы установлено 7 караскы (рис. 44). Комплекс ориентирован по линии СЗ-ЮВ. Высота каменных столбов от 1,5 до 2.0 м, один (место сочленения «ковша» и «ручки») только намечен и имеет высоту 0,3 м. Два крайних с северо-запада столба «ковша» имеют четко выраженную треугольную и овальную формы; все остальные караскы круглые.
3. Около д. Татлыбаево (крайняя возвышенность горной зоны хребтаИрендык над степью, Баймакский район Башкортостана): «…на вершине ближайшей к аулу горы возвышаются пять караскы, построенных в линию, и одна из них (третья по счету, то есть средняя) выше, чем остальные, и имеет сквозное отверстие. Функциональное назначение этого отверстия выяснить не удалось, со слов местного населения, «так было всегда». Со слов информаторов, раньше, еще в довоенные годы, у этих караскы весной, где-то в мае месяце, совершались жертвоприношения. И мясо жертвенных баранов съедалось всеми вместе во время пиршества после прочтения молитвы с просьбой здоровья всему роду, мира и спокойствия стране в целом, изобилия в травах, урожая зерновых, и преумножения скота» [Аминев, Ямаева, 2009. С. 94].
Территориальные комплексы. Несмотря на отсутствие целенаправленной фиксации караскы как на локальных, так и на больших территориях их распространения, наряду со «стандартной» топографической приуроченностью, для которой характерно более или менее рассредоточенное размещение караскы в окружающем ландшафте, известны случаи структурированного расположения данных объектов. Во всех этих случаях линии караскы расположены поперек межгорных долин. По данным обследования 2012 г., к таковым относятся:
1. Поперек долины р. Ургаза в 1 км к северо-западу от ее выхода в степь,около д. Баишево (Баймакский район Башкортостана). Караскы расположены на двух горных мысах среднего яруса на противоположных берегах реки. На плавном подъеме мыса левого берега (отрог юго-западного склона г. Кынырташ), отстоящем от реки на 0,4 км, цепочкой, перпендикулярной долине, расположено 5 караскы, расстояние между ними варьирует от 20 до 100 м. Караскы имеют квадратную форму, сторонами ориентированы по сторонам света с небольшим отклонением, высота около 1,5 м. Один из объектов имеет прямоугольную форму, высота его 2,1 м (рис. 42), сложен очень плотной кладкой из мелкого плитняка . Рядом со стоящими «пирамидками» видны основания старых, в настоящее время полностью разобранных (рис. 41), форма у них такая же подквадратная и в одном случае прямоугольная. Камень для караскы брался здесь же, в небольшой каменоломне. На всех окружающих мысах прочие караскы отсутствуют. На горном мысу правого берега р. Ургаза (высота. 587 в устье ручья Улак) перпендикулярно долине расположено 2 караскы. Все объекты по обоим берегам реки вытянуты в одну линию.
2. Поперек долины р. Идяш между дд. Идяш-Кускарово и Айгырбаткан(Абзелиловский район Башкортостана). Два караскы расположены на горных отрогах среднего яруса друг напротив друга по обеим сторонам реки, над пастбищной территорией. С севера от места расположения караскы долина резко расширяется, к югу эта достаточно узкая долина продолжается на 2–2,5 км, где стыкуется с долиной р. Большой Кизил. Другие караскы в окрестностях отсутствуют, ближайшие расположены в 3 км к северо-востоку, в пастбищной долине у западного подножья хребта Курятмас.
3. Поперек долины р. Урал в 2 км к северо-западу от ее выхода в степь,между дд. Москово и Ташкия (Учалинский район Башкортостана). На горном отроге среднего яруса на правом берегу реки в линию перпендикулярно долине установлены 4 караскы, расстояние между крайними – около 600 м. На левом берегу реки по гребню юго-западного отрога горы Ташкиятау поперек долины на протяжении 1 км расположено около десятка караскы. Все объекты по обоим берегам реки вытянуты в одну линию. Все «пирамидки» в плане аморфные, высотой не более 1 м, сложены небрежно из камней различного размера. Нигде более в ближайшей округе караскы не зафиксированы (ближайшая из отмеченных – в 22 км к северу, около д. Базаргулово)."

Документы и материалы по истории башкирского народа (с древнейших времен до середины XVI в.).Ф.Г. Хисаметдинова, А.В. Псянчин, В.В. Овсян-ников. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. – 340 с. ISBN 978-5-916-08095-7Документы и материалы по истории башкирского народа (с древнейших времен до середины XVI в.).Ф.Г. Хисаметдинова, А.В. Псянчин, В.В. Овсян-ников. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. – 340 с. ISBN 978-5-916-08095-7


https://vk.com/etnologia